Date Редакция Категория misc Теги история

«Рабочие» и «Колхозники», «Комсомольцы» и «Рыбаки», «Артисты» и «Адвокаты» и многие другие, подарки сыновьям, именные танки – мы расскажем всего о нескольких танковых колоннах и самолётах, но, главное – о людях, собравших средства на них.

Информацию о более чем сотне танковых колонн, построенных на собранные трудящимися средства, можно найти в книге: Коломиец М., Мощанский И. Камуфляж танков Красной Армии 1930-1945. – М.: Экспринт, 2005. – с.40–48.

Танковая колонна «Московский колхозник»

Всего таких колонн было две. Инициатором сбора средств на первую из колонн выступили колхозники, а точнее – колхозницы, села Зябликово Ленинского района (колхоз «Путь к социализму»). За четыре дня Ленинский район собрал 4,1 млн. руб. Передача танков KB-1C 14-му отд. гв. тпп состоялась 10 декабря 1942 г. Полк был направлен под Сталинград, а осенью 1943 г. принимал участие в боях за Киев. В том же году жители села Зябликово в счет заработанных трудодней внесли ещё 100 тысяч рублей на постройку боевого самолета, который просили назвать «Зябликовский комсомолец».

Делегация колхозников Московской области передает бойцам Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник» (танки КВ-1С). Декабрь 1942 г.

Вот чудесная статья о «неугомонных» зябликовцах.

Вторая колонна танков, построенных на средства колхозников Коломенского, Кунцевского и Каширского районов, была передана армии 21 декабря 1942 г. В этой колонне был «именной» танк, с надписью «Подарок Красной Армии от колхозника Степана Алишкина», который внёс 125 тыс. руб. (обычными были отчисления по 5 руб. с трудодня). Экипаж каждого танка брался под патронаж отдельного колхоза.

Танковая колонна «Воронежский колхозник»

Сообщение в Правде от 10 января 1943 г. Колхозники Воронежской области внесли из личных сбережений 37 348 тыс. руб. на строительство танковой колонны «Воронежский колхозник». Кроме того, они сдали из своих личных запасов 38 100 пудов хлеба, 42 715 пудов картофеля в продовольственный Фонд Красной Армии.

В ноябре 1942 г. таловские колхозники внесли предложение о сборе средств на постройку танковой колонны «Воронежский колхозник» и перечислили на это в Государственный банк 300 тыс. руб. К 10 января 1943 г. колхозники Воронежской области внесли из личных сбережений 37 348 тыс. руб. Кроме того, они сдали из своих личных запасов 38 100 пудов хлеба, 42 715 пудов картофеля в продовольственный Фонд Красной Армии. В конце апреля 1943 г. восемь Т-34 переданы 1-му гв. мк.

По 100 тыс. руб. на постройку танков внесли колхозница сельхозартели имени Димитрова села Манино Калачеевского района Марфа Ивановна Белоглядова и 75-летний колхозник из сельхозартели «Парижская коммуна» Ераст Фёдорович Крамарев, так что в колонне находились именные танки: «Марфа Ивановна Белоглядова» и «Крамарев Ераст Фёдорович».

Ераст Фёдорович Крамарев у именного танка

«Старый пасечник продал все, что запасли его пчелы в прошлом году, даже к чаю себе меда не оставил. А потому считал необходимым лично проинспектировать и саму машину, и ее будущий экипаж.

Он с пристрастием осмотрел все до мелочей в танке, потрогал, крепко ли привинчено-приварено, расспросил каждого члена экипажа "своего" танка о боевых делах, просил танкистов беречь машину, быстрее гнать на ней фашистов с советской земли.

То и дело показывал телеграфный бланк, на котором в самом низу стояла подпись "И. Сталин", а выше - фраза: "Примите мой привет и благодарность Красной Армии зпт Ераст Федорович зпт за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии".

Особенно ему понравилось то, что у командира танка на гимнастерке висел орден. Он не запомнил имени танкиста, но вот награда врезалась в его память. Позже, в 44-м, когда он сдал еще 100 тысяч рублей, теперь уже на строительство именного самолета, став знаменитостью в Калачеевском районе, и к нему стали приезжать журналисты, он рассказывал корреспонденту "Коммуны" М. Василенко об этой награде "высокого такого украинца", хотя и был-то Лысенко выше дарителя всего на полголовы» (источник).

Оба танка воевали на Харьковщине. «Марфа» была подбита 19 июля 1943 года. Вместе с ней погибла большая часть экипажа. Командир танка, гвардии старший лейтенант Михаил Власенко был тяжело ранен и в строй больше не вернулся (информацию о нём и других офицерах можно найти на сайте Память народа).

Тот бой стал последним и для командира экипажа «Крамарева». Выходя из рощи, танк «потерял» гусеницу. Пока механик и командир башни под огнем пытались соединить траки, командир танка Иван Лысенко отстреливался из пушки. Причем довольно успешно, подбив один «Фердинанд». Но почти сразу вторая самоходка пробила броню башни «Т-34». Иван Павлович был тяжело ранен. Танкисты вынесли своего командира. Он умер в тот же день в медсанбате и похоронен у села Красный Оскол.

Однако «Крамарева» техники вернули в строй и уже в середине августа его вёл в бой младший лейтенант Владимир Шульга – бывший командир башни этой же боевой машины.

Саратовцы

Крестьянин Ферапонт Петрович Головатый из хутора Степной Саратовской области внёс средства на постройку двух самолётов-истребителей: Як-1 в 1942 г. и Як-3 в 1944 г. Оба самолёта сохранились, что само по себе удивительно (Об этом много писали, см. вики и статью).

Ф. П. Головатый и Б. Н. Ерёмин возле дарственного истребителя Як-3. «Никто не говорил на митинге о том, как выбивалась из сил семья, добывая эти деньги. Нам остались только улыбки на снимках и газетные лозунги» (источник)

Як-3 (зав.номер 1712) в музее В. Задорожного, август 2015г. (источник)

Самый выдающийся факт тех лет: пчеловод А. С. Селиванова из села Стригай Саратовской области передала деньги на постройку трёх самолетов. У неё было четверо детей и муж воевал на фронте (источник).

Письма

«Правда», 13 февраля 1944 года, 2 стр. – всего одно письмо, а там их больше десятка.

Москва, Кремль, товарищу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!


Мне уже 50 лет и у меня в Красной Армии 3 сына уничтожают немецких оккупантов.

Желая приблизить час окончательной победы над немецкими оккупантами, я, колхозник колхоза имени Свердлова, Харцызского района, Сталинской области, Кошилев Иван Васильевич, вношу из своих личных сбережений 50.000 рублей на постройку эскадрильи самолетов "Освобожденный Донбасс".

КОШИЛЕВ И. В.

В качестве обзора рекомендую: В.Н.Земсков. Патриотический трудовой подвиг советского крестьянства в годы Великой Отечественной войны // Политическое просвещение. – 2011, № 2 (61).



Комментарии

comments powered by Disqus